на главную

Основы православной культуры 2 класс

Тема: Храмы города Брянска.

(презентация, 3Мб)

Цели:
познакомить с храмовой архитектурой Брянска, совершенствовать умения работы с текстом (умение находить ответ на вопрос);
развивать логическое мышление, речь, интерес к изучению отечественной культуры и истории;
воспитывать активность, внимательность, наблюдательность, взаимоуважение, умение прислушиваться к мнению товарища.

Оборудование: карта РФ; карта Киевской Руси (города); презентация "Храмы города Брянска", компьютер, проектор, экран; тесты на компьютерах; карточки со словами: знает, бережёт, город, храмы, Брянск.

Примечание: презентация была озвучена. Но, с целью уменьшения размера, озвучку я убрала, также и видеоролик. Текст озвучки дан в разработке урока.

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель. Наш урок называется "Мы и наша культура" . О чем мы говорим на этих уроках? Зачем? Какого человека мы назовем культурным? (Который знает и бережет культурное наследие)

2. Актуализация знаний.

Учитель. Во многих русских народных сказках герою для достижения цели необходимо отгадать три загадки. Я тоже загадаю вам три загадки, а вы постарайтесь по отгадкам определить тему сегодняшнего урока. Одновременно несколько человек будут выполнять тесты на компьютерах. Кто желает, чтобы ваши знания оценил компьютер?
Загадка 1. Разгадайте кроссворд (слайд 2 - по щелчку появляются ответы в кроссворде).
1. Славяне огораживали свои поселения для защиты от … (враги)
2. Первоначальное укрепление называли детинец или … (кремль)
3. Поселение за стенами кремля называли … (посад)
Ключевое слово (по вертикали) - так называли огороженное поселение… (город)

Учитель. После принятия Русью христианства, наша страна стала бурно развиваться.
Как называли западные соседи Киевскую Русь? Почему? (страна городов)

Таблица (слайд 3):
9-10 века - 26 городов
11 век - +62 города
12 век - +120 городов
13 век - +32 города

Учитель. Покажите некоторые города на карте.
Что обязательно строили в любом городе?
Подберите синонимы к слову церковь (храм, собор, часовня).
Почему начался спад развития и роста городов?
Назовите народных героев, сражавшихся за освобождение и объединение русских земель (слайд 4)

Загадка 2.
Учитель. Послушайте музыку (слайд 5 - звучит колокол).
Учитель. Эта музыка особая. Что вы себе представляете, когда слышите её? (Храмы).
На компьютерах: один ученик собирает аппликацию храма, второй -с помощью стрелочек указывает названия частей храма.
Учитель. Какие места выбирали для строительства храмов? Зачем строили храмы? Что общее во всех православных храмах? Как устроен храм? (У всех - схема, проверяем работу на компьютерах - слайд 5 - по щелчку появляется фотография храма и стрелочки с названием его частей) Какой вид могут иметь купола? Что это символизирует? Как определить снаружи, где находится алтарь?

Загадка 3.
Учитель. В моем кроссворде не хватает одного слова (слайд 6). Назовите его. (Брянск)

Учитель. Назовите свой полный адрес.
Брянск - очень старинный город. В учебнике "С азбукой по родному краю" в статьях о Брянске - стр. 12, 13 - найдите ответы на вопросы (по вариантам - слайд 7).
Где был основан Брянск?
Когда впервые упоминается о Брянске?
Что произошло с городом в середине 12 века?
На каком месте возродился город?
Что являлось защитой для города?
Какое название получил город первоначально?

Презентация "Из истории Брянска" (слайды 8-10)

В 985 году, более 1000 лет назад, на правом высоком берегу Десны-реки было основано славянское укрепленное поселение. Реку и само поселение окружали овраги, поросшие лесом - дебрями. Отсюда, очевидно, появилось изначальное название города - Дебрянск или Добрянск. В лесистых дебрях, труднопроходимых местах появился город Брянск более 1000 лет назад. В течение многих столетий он был городом-крепостью, пограничным стражем Руси. Город не раз оказывался в центре бурных военно-политических событий, не раз был сожжен, но возрождался вновь и вновь. За более чем тысячелетнюю историю Брянск испытал множество вражеских набегов, осад, сражений.Город раскинулся на правом берегу Десны. Центр города определен крепостью на Покровской горе. Крутосклонная Покровская гора - историческое место города, его цитадель. Справа и слева панораму города ограничивали Петровский и Свенский монастыри. Каменные брянские церкви имеют своих деревянных предшественниц, упомянутых в документах 13-14 веков. Они построены в основном купцами или на пожертвования народа.

3. Определение темы урока.

Учитель. Вы отгадали три слова: город, Брянск, храмы. Какова же тема нашего урока? (Храмы города Брянска) Зачем важно изучить эту тему?

4. Парная работа.

Учитель. Перед вами карточки с изображениями брянских храмов. Рассмотрите их и попробуйте разделить на группы (11 слайд).

Православные храмы очень красивы и разнообразны: то огромные и величественные, то маленькие и уютные, то строгие, то узорчатые и радостные, даже веселые. На Руси много белоснежных храмов, сияющих ослепительной белизной на фоне неба, но есть и разноцветные, как сказочные терема, с любовью раскрашенные разными красками
Выберите карточку с изображением особенно понравившегося храма и постарайтесь запомнить его название, когда будете смотреть презентацию.

5. Презентация "Храмы города Брянска" (слайды 12-22)

Свенский монастырь
На высоком берегу Десны раскинулся самый древний архитектурный памятник Брянска - Свенский монастырь. Он был сооружен в 13-16 веках в пору расцвета Брянского княжества и Брянска как крупного торгового центра. Здесь собирались крупнейшие ярмарки, слава о которых простиралась далеко за пределами Руси. И здесь, как утверждают историки, останавливался Петр I.

Сретенская церковь
Первые 300 лет его постройки были деревянными. В 16-18 веках вместо прежних деревянных зданий здесь появились каменные сооружения: Сретенская надвратная церковь, нарядная, легкая и жизнерадостная, ярусного построения: нижний ярус - проходы и проезды, второй ярус - собственно церковь, выше которой группа трехъярусных граненных барабанов, нарядно украшенных наличниками окон и колонками, внешние стены были расписаны.
Церковь Преображения
Надвратная церковь Преображения, имеет вид стройной пятиярусной башни с галереей и боковыми входами - лестницами, алтарный выступ в виде древнерусского кокошника, белокаменные колонны украшены резным растительным узором. Церковь сооружена в 1749 году.
Петропавловский монастырь
Петропавловский монастырь, расположенный в нагорной части г.Брянска над крутым обрывом, обращенным к пойме Десны, основан во второй половине 13 века брянским князем Олегом, похороненным здесь же около 1289 г. Церковь Введения - единственное сохранившееся сооружение монастыря. Вместо прежней деревянной церкви в 1702 г. возведена каменная как соборный храм на средства Брянских помещиков. Обратите внимание на очень эффектное древнее завершение церкви из трех рядов кокошников.
Покровский собор
Первым каменным зданием в городе стал Покровский собор, построенный в 1626 г. на Покровской горе вместо старой деревянной церкви. Четыре главы расположены не по углам, а ориентированы по сторонам света. Размещение окон, ставни и ниши для них, украшения заимственны из жилой архитектуры. Живописность внешней архитектуры - особенность брянских зодчих начала 17 века.
Церковь Воскресения Христова
Церковь Воскресения Христова - остаток бывшего Воскресенского женского монастыря известного с 15 в. Ярусные храмы имеют особенность: "четверик на четверике" вместо обычного "восьмерик на четверике". Горне-Никольская церковь
Горне-Никольская церковь построена на возвышении напротив Покровской горы. Сооружена в 1751 г. брянскими купцами вместо прежнего деревянного храма, который существовал здесь с 1310 г. и неоднократно перестраивался. Выполнена кораблем: ярусная колокольня соединена с низкой и короткой трапезной с четвериком собственно церкви. Четверик несет высокий восьмерик, купол которого поддерживает еще 2 последовательно убывающих в размере восьмерика и главу с крестом. Алтарный придел имеет три апсиды.
Храм Тихвинской Божьей Матери

Храм Тихвинской Божьей Матери расположен на пологом склоне над Десной. Построен в 18 веке на средства прихожан и купцов на месте прежнего деревянного храма. Церковь трехъярусная с пятигранной алтарной частью. Глава над церковью - восьмигранная. Фасады украшены наличниками окон. Колокольня 4-ярусная, с двумя верхними ярусами звонов, увенчена пирамидальным девятиметровым шпилем с круглой главкой.
Спасо-Гробовская церковь
Спасо-Гробовская церковь пятиглавая, центральная глава поднята высоким шатром двенадцатигранного барабана. Колокольня над западным входом. Церковь имеет вид квадрата с двумя полукруглыми выступами - трехапсидным алтарем. Очень нарядна внешняя отделка церкви.
Высоцкий. Песня о России.
В синем небе, колокольнями проколотом,
Медный колокол, медный колокол
То ль возрадовался, то ли осерчал.
Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще господь замечал.

6. Работа в парах.

Учитель. Расскажите друг другу о тех храмах, которые вам понравились. Что вы о них запомнили?
Учитель. Мы с вами сказали, что культурный человек… знает и бережет культурное наследие. Поговорим о бережном отношении. Как мы должны поступать? Как вести себя в храме? (слайд 23 - видеоролик).
Учитель. Что особенного в храме? Какая красота в храме - внешняя или духовная? Чем заняты люди? Как ведут себя люди?

7. Итог урока.

Учитель. Вспомните название темы урока. Зачем было важно изучать храмы Брянска? (Чтобы знать и гордиться памятниками нашего города) На ленте времени (слайд 24) вы видите, как давно появились храмы в нашем городе и люди сохранили, восстановили их.

8. Рефлексия.

Учитель. Закончите предложения:
1. Я сегодня узнал…
2. Я сегодня понял…
3. Мне хочется…
Учитель. А вам хотелось бы узнать историю нашей любохонской церкви? Расспросите о ней своих родителей, посетите службу.

Литература:

1. Бородина А.В. Основы православной культуры. Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса - Москва: "Основы православной культуры", 2006
2. Бородина А.В. Основы православной культуры. Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей- Москва: "Основы православной культуры", 2006
3. Городков В.Н. Архитектурные образы Брянщины - Тула, 1990
4. Пряникова Н.Е., Шик Н.В. С азбукой по родному краю. Учебное пособие для 1 класса. - Брянск: "Курсив", 2006

Сайт управляется системой uCoz