[На главную]

Методика для экспресс - диагностики устной речи

Цель: выявить причины трудностей в чтении, разработать индивидуальные программы по совершенствованию техники чтения

Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 120. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырех уровней успешности.

IV уровень - 100-80%;
III уровень - 79,9-65%;
II уровень - 64,9-45%;
I уровень - 44,95% и ниже.

Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, можно вычертить индивидуальный речевой профиль: 1 - фонематическое восприятие; 2 - артикуляционная моторика; 3 - звукопроизношение; 4 - звуко-слоговая структура слова; 5 - грамматический строй речи; 6 - словообразование; 7 - связная речь.
Если уровень успешности ниже 80% по какому-либо критерию, в этом направлении и следует организовывать индивидуальную работу с учеником по совершенствованию техники чтения.

Бывает, что уровень успешности по всем показателям 80% и выше. Но ребенок все-таки читает плохо. В этом случае причину следует искать в недостаточной домашней работе по чтению или в особенностях темперамента. Но для этого нужна другая методика.

Серия 1 . Исследование сенсомоторного уровня речи - 30 баллов

1. Проверка состояния фонематического восприятия - 5 баллов

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

Предъявление - воспроизведение - предъявление - воспроизведение:

ба - па - па - ба
са - ша - ша - са
ша - жа - ша - жа - ша - жа
ца - са - ца - са - ца - са
ра - ла - ра - ла - ра - ла

Вначале предъявляется первый член пары (ба - па), затем второй (па - ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба - па - па - ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка: 1 балл - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла - первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба - па - ба - па); 0,25 балла - неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

2. Исследование артикуляционной моторики - 5 баллов
Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

губы в улыбке;
язык "лопаткой" - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
язык "иголочкой" - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
"маятник" - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
чередование движений губ: "улыбка" - "трубочка".
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд; последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения "маятник" нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже - головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезий могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Оценка: 1 балл - правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 балла - замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла - выполнения с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезий, гиперкинезы; О баллов - невыполнение движения.

3. Исследование звукопроизношения - 15 баллов
Инструкция: повторяй за мной слова:

свистящие
С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц

собака - маска - нос
сено - василек - высь
замок - коза
зима - магазин
цапля - овца - палец

шипящие
Ш, Ж, Ч, Щ

шуба - кошка - камышжук - ножи
щука - вещи - лещ
чайка - очки - ночь

Л, ЛЬ

лампа - молоко - пол
лето - колесо - соль

 

 

Р, РЬ

рыба - корова - топор
река - варенье - дверь

 

остальные звуки

 



 

 

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, X) и И. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляется в ходе дальнейшего обследования.
Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре - это наиболее часто повергающиеся нарушениям согласные (1 группа - свистящие С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц; 2 - шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 - Л, ЛЬ; 4 - Р, РЬ) и пятая группа - остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже: задненебные звуки Г, К, X и их мягкие варианты, звук И, случаи дефектов озвончения, смягчения редкие нарушения произношения гласных звуков).

Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла - безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла - один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автомати-зированы; 1 балл - в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов - искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы. Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются.

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова - 5 баллов
Инструкция: повторяй за мной слова:

танкист
космонавт
сковорода
аквалангист
термометр

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка: 1 балл - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла - замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла - искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов -невоспроизведение.

Серия II. Исследование грамматического строя речи - 30 баллов

1. Повторение предложений - 5 баллов
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

Птичка свила гнездо.
В саду было много красных яблок.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Оценка: 1 балл - правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла - пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов - невоспроизведение.

2. Верификация предложений - 5 баллов

Инструкция: я. буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
Собака вышла в будку.
По морю плывут корабль.
Дом нарисован мальчик.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка: 1 балл - выявление и исправление ошибки; 0,5 балла - выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, переста-новка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла - ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошиб-ки; О баллов - ошибка не выявлена.

4. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме - 5 баллов

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
мальчик, открывать, дверь
сидеть, синичка, на, ветка
груша, бабушка, внучка, давать
Витя, косить, трава, кролики, для
Петя, купить, шар, красный, мама

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка: 1 балл - предложение составлено верно; 0,5 балла - нарушен порядок слов; 0,25 балла - наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов - смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

5. Добавление предлогов в предложение - 5 баллов

Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
Лена наливает чай ... чашки.
Почки распустились ... деревьях.
Птенец выпал ... гнезда.
Щенок спрятался ,.. крыльцом.
Пес сидит ... конуры.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й - стимулирующая ("Неверно, подумай еще"); 2-ой - в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).

Оценка : 1 балл - правильный ответ; 0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла - правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов - неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

5. Образование существительных множественного числа в именительном и ро-дительном падежах - 10 баллов

Инструкция:
один - дом, а если их много, то это - дома.

один - стол, а много - это...
стул -
окно -
звезда -
ухо -
Инструкция:
один - дом, а много чего? - Домов.

один - стол, а много чего? - ...
стул -
окно -
звезда -
ухо -

Оценка: 1 балл - правильный ответ; 0,5 балла правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла - форма образована неверно; 0 баллов - невыполнение.

Серия III. Исследование словаря и навыков словообразования - 30 баллов

1. Названия детенышей животных - 10 баллов
Инструкция: у кошки - котята, а у...

козы -
волка -
утки -
лисы -
льва -
собаки -
курицы -
свиньи -
коровы -
овцы -

2. Образование прилагательных от существительных
а) Относительных - 10 баллов
Инструкция: кукла из бумаги - бумажная.

шляпка из соломы -
горка изо льда -
варенье из вишни -
варенье из яблок -
варенье из сливы -
кисель из клюквы -
салат из моркови -
суп из грибов -
лист дуба -
лист осины -

б) Качественных - 5 баллов
Инструкция: если днем жара, то день - жаркий, а если...

мороз -
солнце -
снег -
ветер -
дождь -

в) Притяжательных - 5 баллов
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у...

кошки -
волка -
льва -
медведя -
лисы -

Оценка для всех заданий серии производилась по общим критериям: 1 балл - правильный ответ; 0,5 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла - неверно образованная форма; 0 баллов - невыполнение.

Серия IV. Исследование связной речи - 30 баллов

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок - 15 баллов

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательно-сти; 2,5 балла - допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов - отсутствует описание ситуации.
б) Критерий лексика-грамматического оформления высказывания: 5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов - рассказ не оформлен.

в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл - ракладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи.


2. Пересказ прослушанного текста - 15 баллов

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
ГОРОШИНЫ
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов - воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл - пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов - невыполнение;
б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов -пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов - пересказ не доступен;
в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов - самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла - пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл - пересказ по вопросам; О баллов - пересказ не доступен даже по вопросам.

Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.

Фотекова Т.А. Тестовая методика "Диагностика устной речи"

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ


Сайт управляется системой uCoz