[На главную]

В обстановке любви, красоты и добра
Развитие эмоциональной сферы младших школьников

Для ребенка красота и доброта всегда идут рядом,
Добро всегда прекрасно, и встреча с ним, точно так же как и встреча с красотой, оборачивается особой радостью для ребенка. А детская радость - это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе формирования личности. У младших школьников сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех. В это время у них активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность к сопереживанию.
Положительные эмоции, такие как радость и доверие, дают детям ощущение безопасности и надежности. Печаль приводит к снижению активности и дает детям время для того, чтобы адаптироваться к потере или разочарованию. Страх побуждает детей к защите.
В процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье.
Современное школьное образование во многом построено на актуализации и поддержании у учащихся тревожности. Учитель, оценочно экзаменационная система, неадекватные родительские ожидания в отношении успехов в учебе - вот самые распространенные факторы, способствующие возникновению у учащихся беспокойства, тревоги.
Гнев — ещё одна фундаментальная эмоция, контролю над проявлением которой необходимо уделять особое внимание. Гнев означает, что ребенок встретился с препятствием. Открыто выражать свой гнев в обществе недопустимо. Особенно ребенку. Младший школьник не имеет права прямо заявить отцу или учительнице, что те несправедливо к нему относятся и поэтому он возмущен и обижен. Если гнев не выражается, это ведет к самым разным болезненным проявлениям (зуд, крапивница, одышка, боль в животе, повышение артериального давления). Поэтому необходимо учить детей выражать свои чувства протеста, несогласия, раздражения и злости цивилизованным образом: не крик, плач, угрозы, насмешки или агрессивные действия, направленные на других людей или предметы, а словесное выражение испытываемых чувств («я огорчен», «раздражен», «разгорячен», «теряю голову», «протестую»).

У младших школьников наблюдается несовершенство функции коры больших полушарий, что проявляется в особенностях их поведения: младшие школьники легко отвлекаются, возбудимы и эмоциональны. Этим объясняется их склонность к кратковременным бурным вспышкам радости, печали. Правда, такие эмоциональные состояния у младших школьников не являются стойкими и часто переходят в противоположные. Дети так же легко успокаиваются, как и возбуждаются.
Для младших школьников характерна легкая «заразительность» эмоциональными переживаниями других людей. Хорошо известны такие факты, когда смех отдельных учеников вызывает смех остальных учащихся класса, хотя последние могут и не знать причины смеха. Девочки начинают плакать, глядя на плачущую подругу, не потому, что считают ее несправедливо обиженной, а потому, что видят слезы. В то же время в школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости — возрастает умение ребенка владеть своими чувствами.
Для коррекции эмоциональной сферы ребенка нужно проводить уроки психологической разгрузки. В программу таких уроков входят различные формы психокоррекционной работы:
игра
психогимнастические упражнения
музыкотерапия, сказкотерапия, танцевальная терапия
фантазирование (рисование, пантомима, игра в кляксы)
анализ рассказов, сказки-драматизации
совместная лепка
метод ролевой игры, где проблемы и конфликты «гасятся» посредством драматического изображения
ситуативные задания на развитие внимания, общения, наблюдательности, творческого мышления, чувства взаимопомощи
На занятиях психологической разгрузки социально неустойчивый и неуверенный в себе ребенок начинает показывать большую активность. Он обретает симпатию со стороны своих товарищей, уверенность в успехе. Такое поведение ему нравится, он накапливает положительные эмоции. Важно не только не создавать условия для развития отрицательных эмоций, но не менее важно не задавить положительные.
Постепенно ребенок приобретает опыт и считает, что хорошо - это то, за что хвалят. И наоборот: если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Важно не забывать, что ребенок считает хорошим то, что ему интересно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему, несмотря на все предупреждения, они дали увести себя незнакомым людям, они объясняли: «С ними было интересно!»
Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо», гораздо результативнее вызвать у него приятные эмоции, когда он сделал что-то правильно. Эмоциональная память младшего школьника фиксирует и длительно сохраняет эмоциональные образы пережитых событий.

Несколько тренинговых упражнений

1. Упражнение «Гимнастика» (цель — мобилизация готовности к деятельности)
— Посмотрели направо, налево, вверх, вниз (повторить 4 раза).
— Подняли плечи — сбросили (4 раза).
Кулачок. Потереть по часовой стрелке затылок, погладить затылок и шею сверху вниз. Хорошо.
Два кулачка. Потереть по часовой стрелке поясницу. Как следует. Хорошо.
Похлопали в ладошки. Отлично. Молодцы!
2. Упражнение «Шалтай-Болтай» (цель — снятие напряжения)
Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертитесь и шумите. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем их еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.

Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками.
3. Упражнение «Иголка и нитка» (цель — развитие произвольности)
Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети — роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) — за ней.
Если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.
4. Упражнение «Я не знал!» (цель — развитие эмоциональной сферы, развитие выразительных движений ребенка).
Ведущий выбирает мальчика-незнайку. О чем его ни спросят, он ничего не знает. Дети задают незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками: «не знаю», «ничего не видел».
Выразительные движения: поднятие бровей, опущение уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.
5. Упражнение «ругаемся овощами». Сначала ругаем друг друга овощами, потом хвалим цветочками.
6. Игра «Проведи слепого» (при помощи словесных команд нужно провести «слепого» до пункта назначения).
7. Мастер-класс «А я умею…» (показ детьми своего мастерства).
Сказки.
Дети младшего школьного возраста очень любят слушать невероятные истории и сказки. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.
Сказки - хороший способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.

Мне очень помогают книги Марины Панфиловой «Лесная школа» (коррекционные сказки для младших школьников», удивительно мудрые и солнечные книги Александры Александровны Лопатиной и Марии Владимировны Скребцовой: «Начало мудрости», «Вершины мудрости», «Беседы и сказки о семье» (32 беседы по семейному воспитанию в школе), «Семейные заповеди», «Притчи для детей и взрослых», «Вечная мудрость сказок», «Краски рассказывают сказки», «В гости к празднику»

Одна из бесед из книги «Начало мудрости»

БЕСКОРЫСТИЕ
Игра «Подумаем о доброте»
Дети встают в круг. Каждому из них по очереди педагог кидает в руки мяч. Поймавший мяч называет какого-либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. Например: моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной и помогает мне. Когда все дети расскажут о тех или иных добрых людях, педагог просит кого-либо из детей перечислить всех добрых людей, о которых рассказали его друзья.

Вопросы и задания для беседы:
• Как вы думаете, стоит ли совершать добрые поступки, и почему?
• Знаете ли вы людей, которые по зову сердца бескорыстно помогают другим?

Чтение сказки
ОСКОЛКИ ДОБРОТЫ
Автор неизвестен
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке.
Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда
была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя,подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. (как вы поступите?)
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Вопросы и задания к сказке:
• Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?
• Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?
• Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

Творческое задание «Осколок доброты»
Представьте, что старушка из притчи была доброй волшебницей, превращавшей все найденные на пляже стеклышки в настоящие осколки доброты. Придумайте сказки о людях, нашедших эти осколки.
Представьте, что один осколок доброты попал к вам в семью и подарил каждому что-то доброе. Расскажите, что подарил осколок доброты всем членам вашей семьи.

Рисунок «Фея доброты»
Прочитайте детям пословицу: «Добро не лихо, ходит тихо».
Попросите детей представить, что к ним в дом тихими шагами вошла невидимая фея доброты. Дети должны описать внешний вид, голос и походку этой феи, а затем нарисовать ее глаза
и улыбку.
Игра «Красивые руки и глаза»
Обсудите с детьми, какими должны быть глаза человека, чтобы их можно было назвать красивыми, и что они должны уметь видеть. Затем педагог показывает детям карточки с рисунками разных предметов или животных. Каждый должен рассказать обо всем красивом, что есть в том или ином предмете или животном. Тот, кто перечислил больше всего красивого, получает карточку. Самые красивые глаза у того, кто наберет больше всех карточек.
Обсудите с детьми, какими должны быть руки человека, чтобы их можно было назвать красивыми, и что они должны уметь делать. Снова покажите детям карточки с рисунками разных предметов или животных. Каждый должен рассказать обо всем красивом, что его руки могут сделать для того или иного предмета или животного. Тот, кто перечислил больше всего красивого, получает карточку. Самые красивые руки у того, кто наберет больше всех карточек.
Выготский хорошо понимал, что психология без учения об эмоциях не многого стоит и грозит превратиться в дисциплину, изучающую не живого человека, а некие хитроумные логические машины, он был в числе первых отечественных психологов, пытавшихся включить фактор эмоциональности в свою концепцию развития: “Переживание представляет собой как бы узел, в котором завязаны многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств”
Дружите с детьми
Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять —
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети — мудрецы, не забывайте.
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

Сайт управляется системой uCoz