на главную

Выступление на форуме в Санкт-Петербурге

Гальцова Татьяна Сергеевна,
учитель Любохонской СОШ
Дятьковского р-на Брянской обл.

Духовно-нравственное воспитание и образование
(архив презентации к выступлению, 927 Кб)

 

"Кроме исторической и текущей необходимости, русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может. Он всю землю свою, всю общность,всю Россию назвал христианством, "крестьянством". Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации".

Ф.М. Достоевский.

Я взяла слова Ф.М. Достоевского эпиграфом своего выступления не случайно. Ведь именно о преподавании православной культуры считаю необходимым сегодня говорить.

Ни один народ на Земле не может жить вне традиции. Традиция, которую на протяжении тысячелетия вырабатывал русский народ - это укоренение своего бытия в Боге. История России показывает, что русский народ не имел опыта жизни вне Бога. В последние десятилетия происходит целенаправленное разрушение наших традиций

События последних лет в России свидетельствуют о духовно-нравственном кризисе в нашем обществе. Вначале этому находили объяснение в экономическом неблагополучии. Теперь все понимают - причина духовной деградации лежит в отрыве от исторических и духовных корней. По инициативе Церкви, поддержанной прогрессивной частью лидеров государства, была выдвинута концепция духовного возрождения общества посредством введения в школе преподавания предмета "Основы православной культуры".

Почему необходимо введение курса "Православная культура" в современную систему образования? Есть несколько причин:
1. У россиян значительно возрос интерес к духовной стороне бытия человека;
2. Несоответствие задач, поставленных в законе об образовании (обеспечение интеграции обучающего в национальную и мировую культуру), и отсутствие в содержании образования элементарных сведений о Православии - основы нашей национальной культуры (подавляющая часть граждан крещена, но не просвещена);
3. Фундаментальная причина негативных явлений нашего общества - это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров.

Предмет "Основы православной культуры" нужен школе, чтобы затронуть на нем те вопросы, которая современная школа обходит, не касается ни на одном из уроков. Эти вопросы обращены к самому глубокому и сокровенному в себе, своему внутреннему состоянию, к своей душе. Система уроков должна быть направлена на то, чтобы вдохновить подрастающего человека на реальные нравственные поступки, должна быть способна своим содержанием повлиять на становление духовности детей.

На уроках ОПК необходимо не просто сообщить детям знания по священной истории, истории Церкви, истории православной культуры, но и научить их на рассматриваемых примерах делам милосердия, помощи, защиты, научить сострадать и сорадоваться, пробудить такие чувства как долг, совесть, стыд, вера, надежда, ответственность. С этой точки зрения можно выделить следующие структурные компоненты урока ОПК:
- Информационный компонент - знания по священной истории, истории Церкви, иконописи, литературе…
- Компонент нравственного научения - учим воспитанников вычленять проявления духовного мира в собственном житейском опыте;
- Деятельностный компонент - комплекс добрых дел.

В основу методики преподавания ОПК должна быть положена идея учения через переживание.
В 2002 году Министерство образования РФ рекомендовало для российских школ примерное содержание предмета "Православная культура", представляющее собой синтез знаний из ряда научных областей: культуры, этнографии, этики, антропологии, истории, литературы, философии, основанный на православном богословском фундаменте.

Преподавание этого курса приносит духовную и нравственную пользу, если способствует достижению следующих целей:
- Открыть детям путь к познанию Творца через знакомство с окружающим миром, миром рукотворным и нерукотворным.
- Показать культурообразующую роль православия, раскрыть духовные основы отечественной культуры, познакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из истории христианства, дать представление о Заповедях Божиих как основе нравственной жизни. Знакомить с миром нравственных ценностей (послушание, трудолюбие, совесть, честь) посредством произведений искусства (УНТ, литературы, музыки, иконописи, архитектуры, живописи) и обращения к повседневному личному духовному опыту.
- Воспитание уважения, милосердного отношения к ближним, понимания своего места в семье, деятельного участия в домашних делах, ориентация на мужественный и женственный эталоны поведения. Знакомство с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье.
- Воспитание патриотизма. Знакомство с историческим прошлым и настоящим Церкви, государства, с жизнью народных героев, с главными отечественными святынями.
- Знакомство с существующими традиционными религиями, сектами.

Вышеперечисленные положения реализуются в ряде учебных пособий авторов: игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, (Самара), протоирей Виктор Дорофеев, О.К. Харитонова (Ногинск), О.Л. Янушкявичене (Литва), Н.В. Скурская, Т.И. Гончарова, Н.И. Заболотская (С-Петербург), В.О. Зверев, А.В. Бородина (Москва) и др.

Я работаю по учебникам Аллы Валентиновны Бородиной. Вы можете познакомиться с разработками двух уроков "Храмы города Брянска" и "Молитвы" на моем сайте. Проблема в том, что нет отдельного урока ОПК, у нас, в Брянской области он введен в среднем звене факультативно, а в начальных классах интегрировано, и запланировано 12-15 занятий в год. Этого, конечно же, мало.
Изучение православной культуры - это путь обретения жизненных ценностей. Уроки ОПК способствуют духовному совершенствованию не только учащихся, но и учителя и родителей детей. За три года ведения этих занятий в нашей школе не было ни одного заявления от родителей об отказе посещать их.
Одной из самых трудных проблем преподавания ОПК является подготовка высококвалифицированных педагогов. В настоящее время сложилась система подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей православной культуры на богословских факультетах университетов, богословских курсах при духовных школах. Мне посчастливилось учиться на таких курсах при Московской Духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в Сергиев-Посаде. Они организованы в рамках церковно-государственной программы "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения", разработанной по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в соответствии с решением первого Фестиваля духовной культуры 26 января 2005 года. Рассчитана на 2006-10 г. Цель программы: сохранение и приумножение духовно-нравственного и культурно-исторического наследия России, приобщение молодежи к традиционным православным ценностям.

Основные направления этой программы:
- Научные исследования, мониторинг (96% опрошенных от15 до 30 лет доверяют РПЦ);
- Издательские проекты (50 наименований, 500 000 экземпляров);
- Кинофестиваль "Лучезарный ангел" (5 фестивалей, конкурс сценариев, 150 лучших фильмов, один из лучших фильмов - "Остров" Павла Лунгина);
- Фестивали духовной культуры;
- Детский досуг в каникулярное время;
- Создание типовых духовно-культурных центров;
- Международная передвижная выставка детского художественного творчества "Божий мир глазами ребенка";
- Информационные проекты (Воскресная газета "Покров", Интернет-портал);
- Образовательные проекты ( на курсах при МДА уже обучились свыше 6000 преподавателей).

Как видите, Церковь занимает активную позицию в решении проблем духовно-нравственного возрождения российского общества. Только вот преподавание "Основ православной культуры" в школе находится под угрозой. Несмотря на все заверения Минобрнауки и РАО, в новый стандарт так и не включена образовательная область "Духовно-нравственная культура". а, как сказал игумен Киприан (Ященко), главный редактор Воскресной газеты "Покров", кандидат педагогических наук, "без изучения основ православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком - невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа".
Пусть же каждый из нас, педагогов, желающих видеть молодых людей здоровыми не только физически, но и нравственно, сделает хотя бы один конкретный шаг по пути возвращения на нашу родную землю Православия.

Законодательная база преподавания ОПК

- Конституция РФ (преамбула, ст. 2, 13, 28, 29, 44) - нельзя навязывать идеологию, доступ к культурному наследию (хранить историческое и культурное наследие), свобода совести, вероисповедания (свободно иметь выбирать и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними), не принуждать к выражению своих мнений и убеждений.
- Закон об образовании. Дополнения от 01.12. 007 №309-ФЗ (ст. 14 п. 2, ст.9 п. 6) -обеспечить формирование духовно-нравственной личности; образовательные программы должны обеспечить духовно-нравственное развитие; дело воспитания - создать условия для духовно-нравственного развития.
- Постановление Правительства РФ №751 от 4 октября 2000 г.
- Социальная концепция РПЦ 2000 г. - обеспечить историческую преемственность поколений, развитие национальной культуры; терпимое отношение к верующим; церковь стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии.
- Концепция национальной образовательной политики РФ 03.08. 2006 г. Приказ Минобрнауки №201
- Программа "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России 2006-10 гг

Сайты по православию

www.dnkrus.ru

www.pravoslavie.ru

www.kelia.ru

www.predanie.ru

www.moral-educ.narod.ru

www.romanov-murman.narod.ru

Использованная литература

1. Бородина А.В. История религиозной культуры. Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий - Москва: "Основы православной культуры", 2005
2. Воскресная газета "Покров" №4 апрель 2009-07-15
3. Духовно-нравственная культура. Материалы первого Фестиваля духовной культуры - Москва,2006
4. Основы православной культуры. Методическое пособие для учителей - Брянск, 2007
5. Скурат К.Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси - Москва: ИЭОПГКО, 2006
6. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя - Москва, 2006


Сайт управляется системой uCoz