[На главную]

 

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ПРИДУМАЙ ИМЯ
ЦЕЛЬ: образование существительных от различных частей речи.
Методические указания. В этой игре в качестве примеров приведены существительные с суффиксами -ок-, -ун-, -ыш. Если ребёнок хорошо справляется с заданием, подскажите ему другие способы словообразования: красивый — красавец, трудится — трудяга, обманывает — обманщик, попрошайничает — попрошайка.

Родились у кошки котята, все такие красивые, смышлёные, игривые...
Мы решали, мы гадали,
Как же нам котят назвать? Давай подумаем вместе.
Этот котёнок пушистый. Назовём его Пушок.
Этот котёнок белый как снег. Назовём его ... (Снежок)
Этот котёнок серый как дым.Назовём его ...(Дымок)
Этот котёнок часто шалит. Назовём его …
Этот котёнок высоко прыгает. Назовём его …
Этот котёнок маленький. Назовём его ...(Малыш)
Этот котёнок глупенький. Назовём его ... (Глупыш)
Этот котёнок чёрненький. Назовём его …
А теперь постарайся сам придумать имена для котят. Дай имя котёнку, который много спит, который много ест, часто мяукает или царапается. Дай имена рыжему, пёстрому, тихому, хитрому, смелому котёнку.
Слова для справок: Соня, Обжорка, Тихоня, Царапун, Рыжик, Хитрец, Смельчак и т. д.


ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ
ЦЕЛЬ: образование прилагательных от существительных.


В новом городе много улиц. Все они широкие, красивые, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили и никогда не путали.
На этой улице стоит завод. Назовём её Заводская.
На этой улице много цветов. Назовём её Цветочная.
На этой улице есть фонтан. Назовём её Фонтанная.
На этой улице стоит школа. Назовём её Школьная.
На этой улице много дубов. Назовём её ... {Дубовая).
На этой улице много берёз. Назовем её ... {Берёзовая).
На этой улице много садов. Назовём её ... {Садовая).
На этой улице находится аптека. Назовём её ... {Аптечная).
На этой улице находится библиотека. Назовём её ... {Библиотечная).
На этой улице находится больница. Назовём её ... {Больничная).
На этой улице находится театр. Назовём её ... {Театральная).
Придумай ещё несколько названий улиц сам.
Подсказка для взрослых: парк, липы, клёны, ели, река, озеро и т. д.музей, стройка,

ЧЕГО НЕ СТАЛО
Цель: трудные случаи употребления существительных в родительном падеже множественного числа.
Методические указания. Взрослый просит ребёнка показать и назвать предметы на картинке, а затем закрыть их ладошкой и сказать, чего не стало. Если ребёнок неправильно склоняет существительные, поправьте его.


Это вишни. Нет вишен.
Это окна. Нет окон.
Это башни. Нет башен.
Это яблони. Нет яблонь.
Это пни. Нет пней.
Это сапоги. Нет сапог.
Это туфли. Нет туфель.
Это апельсины. Нет апельсинов.
Это яблоки. Нет яблок.
Это карандаши. Нет карандашей.
Это носки. Нет носков.
Это ружья. Нет ружей.
Это перья. Нет перьев
Трудные случаи: нет ботинок, сапог (но! Сапогов-скороходов),чулок (но! носков), погон;нет солдат, гусар, драгун (но! минёров, сапёров); нет апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов (и баклажан).

ВСТАВЬ СЛОВЕЧКО
ЦЕЛЬ: закрепление правильного употребления предлогов.
Слушай внимательно! Я сейчас буду читать предложения, в которых потерялись маленькие словечки. Подумай, какие это могут быть слова. Верни их на свои места, чтобы сразу всё стало понятно.


Собака выбегает ... (из будки).
Собака прячется ... (за будку).
Собака выглядывает ... (из-за будки).
Змея выползает ... (из травы).
Змея заползает ... (за камень).
Змея выползает ... (из-за камня).
Мышка выбежала ... (из норки).
Мышка сидит ... (под кустом).
Мышка выбежала ... (из-под куста).
Щенок вылез ... (из коробки).
Щенок залез ... (под диван).
Щенок выглядывает ... (из-под дивана).
Пчела вылетает (из цветка).
Пчела прячется (под цветок).
Пчела вылетает ... (из-под цветка).
Мяч перелетел ... (через забор).
Птица перелетела ... (через реку).
Мальчик перепрыгнул (через лужу).
Девочка прыгает ... (через скакалку).
Солнце выглянуло ...(между туч).
Гриб вырос ... (между деревом и пнём).
Ваня стоит ... (между мамой и папой).
Сетка натянута ... (между столбами).
Вершины гор виднелись (сквозь туман).
Самолёт пролетел (сквозь облака).
Охотник думает ... лисе.
Охотник спрятался ... дерево.
Лиса вылезает ... норы.
Охотник выглядывает ... дерева.
Цветы поливают ... лейки.
Цветы погибнут ... воды.
Тапки стоят ... кроватью.
Мальчик достал тапки ... кровати.
Мост перекинули ... реку.
Бабочка порхает ... цветком.
Автобус едет ... шоссе.
Витя доплыл ... берега.
Корабль отчалил ... берега.
Эта сказка ... Золушку.
Кошка залезла ... дерево.
Птичка вылетела ... клетки.
Птицы летят ... рекой.
Рыбки плавают ... реке.
Петух сидит ... жёрдочке.
Утята плавают ... воде.
Свинья спит ... скамейкой.
Собака лежит ... будке.
Лошадь стоит ... домом.
Девочка выглядывает ... окошка.
Корова пасется ... забором.
Гнездо свито ... дереве.
Птенцы сидят ... гнезде.
Курица бежит ... забора.
Кошка охотится ... крыше.
Птица летит ... домом.

ВМЕСТО ИМЕНИ
ЦЕЛЬ: употребление личных местоимений.
Послушай маленькие рассказики. Если заметишь ошибки, исправь их. Обрати внимание на коротенькие словечки, которые заменяют имена и названия предметов.


Кошка свернулась в клубок. Она хочет спать.
Слово кошка можно заменить на словечко она.
Дети ходили в библиотеку. Она взяли там книги. (-)
Вите купили лыжи. Он катается на лыжах. (+)
Шофер взял из гаража запасное колесо. В дороге оно может пригодиться. (+)
Маша ходила в кино. Он посмотрела интересный фильм. (-)
У меня есть брат. Его зовут Сережа. Ему пять лет. (+)
У меня есть сестра. Его зовут Маша. Ему десять лет. (-)
Витя болеет. У нее болит горло. (-)
Мои друзья — Вера и Миша. Ты знаешь их? Я тебя познакомлю с ними. (+)

ДРУЖНАЯ КОМАНДА
Помоги ребятам из волейбольной команды рассказать о своей любимой игре и о себе. Для этого ответь на вопросы.


Я хорошо играю в волейбол. Друзья хвалят (кого?) ... меня. Я всегда отбиваю мяч, если мяч бросают (кому?) ... мне. Все довольны (кем?) ... мной. «Молодец!» — говорят друзья (о ком?) ... обо мне.
Ты хорошо играешь в волейбол. Друзья хвалят (кого?) ... тебя. Ты всегда отбиваешь мяч, если мяч бросают (кому?) ... тебе. Все довольны (кем?) ... тобой. «Молодец!» — говорят друзья (о ком?) ... о тебе.
Он хорошо играет в волейбол. Друзья хвалят (кого?) ... его. Он всегда отбивает мяч, если мяч бросают (кому?) ... ему. Все довольны (кем?) ... им. «Молодец!» — говорят друзья (о ком?) ... о нём.
Она хорошо играет в волейбол. Друзья хвалят (кого?) ... её. Она всегда отбивает мяч, если мяч бросают (кому?) ... ей. Все довольны (кем?) ... ею. «Молодец!» — говорят друзья (о ком?) ... о ней.
Мы хорошо играем в волейбол. Друзья хвалят (кого?) ... нас. Мы всегда отбиваем мяч, если мяч бросают (кому?) ... нам. Все довольны (кем?) ... нами. «Молодцы!» — говорят друзья (о ком?) ... о нас.
Вы хорошо играете в волейбол. Друзья хвалят (кого?) ... вас. Вы всегда отбиваете мяч, если мяч бросают (кому?) ... вам. Все довольны (кем?) ... вами. «Молодцы!» — говорят друзья (о ком?) ... о вас.
Они хорошо играют в волейбол. Друзья хвалят (кого?) ... их. Они всегда отбивают мяч, если мяч бросают (кому?) ... им. Все довольны (кем?) ... ими. «Молодцы!» — говорят друзья (о ком?) ... о них.

НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ
Цель: образование существительных с помощью суффиксов -щик, -чик, -ик, -тель, -ец.


Ответь на вопросы.
Кто носит багаж? Багаж носит носильщик.
Кто сваривает трубы? Трубы сваривает ... (сварщик).
Кто делает часы? Делает часы ... (часовщик).
Кто управляет самолётом? Самолётом управляет (лётчик).
Кто переплетает книги?
Книги переплетает ... (переплётчик).
Кто кладет паркет?
Паркет кладет ... (паркетчик).
Кто чинит водопровод?
Водопровод чинит ...(водопроводчик).
Кто учит детей? Детей учит учитель.
Кто строит дома?
Дома строит ... (строитель).
Кто водит городской транспорт? Транспорт водит ... (водитель).
Кто пишет книги?
Книги пишет ... (писатель).
Кто читает книги?
Книги читает ... (читатель).
Кто рисует картины? Картины рисует художник.
Кто чинит сапоги?
Сапоги чинит ... (сапожник).
Кто складывает печи? Печи складывает ... (печник).
Кто поёт песни? Поёт певец.
Кто куёт металл? Металл куёт ... (кузнец).
Кто убирает двор?
Двор убирает ... (дворник).
Кто продаёт товары?
Продаёт ... (продавец).
Вот как много профессий мы назвали! Но на самом деле их гораздо больше. Какая профессия у твоего папы, у твоей мамы? Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?

ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ
Цель: образование существительных женского рода. Помоги мне подобрать нужное слово.


Мужчина — художник, а женщина — художница.
Мужчина - писатель, а женщина ... (писательница).
Мужчина — продавец, а женщина ... (продавщица).
Мужчина — лётчик, а женщина ... (лётчица).
Мужчина — повар, а женщина ... (повариха).
Мужчина — ткач, а женщина ... (ткачиха).
Мужчина — портной, а женщина ... (портниха).
Мужчина - артист, а женщина ... (артистка).
Мужчина — пианист, а женщина ... (пианистка).
Мужчина — скрипач, а женщина ... (скрипачка).
Мужчина — певец, а женщина ... {певица).
Мужчина — учитель, а женщина ... (учительница).
Есть среди профессий и такие, которые называются одинаково и у мужчин, и у женщин, например: врач, фотограф, секретарь, инженер, строитель, режиссер, судья.
Какая профессия у твоей мамы?
Если мама занята хозяйством - работает дома, её называют домохозяйка.

ЕСТЬ И НЕТ
Цель: употребление существительных с подвижным ударением (его место меняется при склонении).
Методические указания. Сначала взрослый обыгрывает первую пару картинок, давая ребёнку речевой образец {необходимо следить за правильностью расставления ударения). Затем ребёнок повторяет те же действия и слова. После этого обыгрывается вторая пара картинок и т. д.


Посмотри на картинку и скажи, что на ней нарисовано, а потом закрой ладошкой эту картинку и скажи, чего не стало. Вот так:
Есть дождь. Нет дождя.
Есть изба. Нет избы. Есть избы. Нет изб.
Есть доска. Нет доски. Есть доски. Нет досок. Вижу доски. Иду по доскам.
Есть простыня. Нет простыни. Есть простыни. Нет простынь.
Есть волк. Нет волка. Есть волки. Нет волков.

РАССКАЗ МАЛЬЧИКА
Цель: перенос ударения на предлог в словосочетаниях на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.


С утра надену на голову меховую шапку наброшу шубу и бегом во двор. Сяду на санки и мчусь с горы. Иногда санки упадут набок, и покачусь я кубарем под гору.
В другой раз надену на ноги лыжи и опять на улицу до самого вечера. А начнет надвигаться из лесу вечерняя темнота, тут я домой. Приду весь в снегу уставший, но довольный. Поставлю у печки валенки, повешу шубу Глядь, а с них на пол лужица натекла. Бабушка поворчит на меня, головой покачает, а сама, вижу, улыбается.
Ответь на вопросы. Старайся отвечать не одним словом, а полными предложениями:
Как мальчик одевался на улицу?
Что он надевал ни голову?
Что он обувал ни ноги?
На чём мальчик катался с горы?
Почему мальчик покатился кубарем?
Куда он покатился? (Под гору).
Откуда вечером надвигается на деревню темнота? (Из лесу).
Где мальчик сушил свою одежду?
Что натекло ни пол?
Откуда взялась вода?
Как ты думаешь, бабушка сердится на мальчика?

1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва «Просвещение», 1991
2.Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. «СОЮЗ» Спб, 1998
3.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младшего школьника. «СОЮЗ» Спб, 2001
4.Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет,— СПб.: КОРОНА принт, 2005.

Сайт управляется системой uCoz