[На главную]

Урок литературного чтения
2 класс (система Л.В. Занкова)
(презентация 1.4 МиБ)

Тема:
Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки.

Задачи:
Развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст.
Развивать целостное восприятие художественных образов, созданных средствами разных видов искусства.
Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.
Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность.
Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства сопереживания.


Оборудование:
компьютер,
проектор,
презентация,
индивидуальные карточки,
учебник Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение, часть I: Издательство «Учебная литература» Издательский Дом «Фёдоров», Самара, 2003


Ход урока

1. Оргмомент. Психологическая гимнастика.
Какое время года наступило?
Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вам на ладошки упала снежинка, ещё одна. Давайте их легонько сдунем — пусть летят дальше. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке. И начнём с речевой разминки.

2. Речевая разминка
Работа над выразительностью речи. Прочитать, выделяя логическим ударением разные слова: Плакала Снегурочка, зиму провожая. (слайд 2)
Упражнение на развитие памяти, внимания, скорости чтения: (слайд 3)
Жили-были...
Не по дням, а по часам
Запоёт — заслушаешься...
Души не чаяли...
Сказка — ложь, да в ней...

Кто запомнил выражения? Что это за выражения? Как вы их понимаете? (Они все, кроме последнего, относятся к сказке «Снегурочка». Последнее выражение принадлежит А.С. Пушкину.)
Как вы понимаете это выражение А.С. Пушкина? (слайд 4)

3. Актуализация знаний (слайд 5)
Что вы хотели бы рассказать мне о сказке «Снегурочка»? (Дети высказываются. В основном, это будет пересказ сюжета. Если в классе найдутся дети, которые скажут о легенде в конце сказки — легенде о цветке Иван-да-Марья, отрывок зачитываем. По гиперссылке в презентации перехожу к слайду 18 с цветком. По гиперссылке возвращаюсь вновь на слайд 5. Также работаем, если дети скажут, что в сказке есть следы очень древнего происхождения — описание русского обряда празднования дня Ивана Купалы — слайд 10. Если об этом дети не скажут, внимание этим эпизодам сказки уделим позже — см. 8 этап урока.)
Вот мы и восстановили сюжет сказки. Что такое сюжет? (последовательная цепочка событий)

4. Постановка проблемы.
О ком сказка? А о чём она?
Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу? Нет, в сказке прячется ещё что-то, и мы сегодня постараемся раскрыть её тайну.
5. Физминутка (слайд 6-8)
Снежинки
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

6. Решение прблемы приемом подводящего диалога.
Читаем начало сказки (первый абзац).
Что узнали об Иване и Марье? Были ли они счастливы? Почему?
А когда счастье поселилось в их доме?
Как родилась Снегурочка? (выборочное чтение) Докажите, что лепили её с любовью. (слова уменьшительно-ласкательные)
Значит, без детей нет в семье счастья. О каких же детях мечтают родители? (характеристика Снегурочки: красивая, жизнерадостная, веселая, ласковая, приветливая, смышлёная, добрая, трудолюбивая) (слайд 9)
Вот мы и раскрыли одну тайну сказки. Эта сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает. Смысл жизни — в воспитании детей. Мечтают родители о детях послушных, ласковых, смышлённых, трудолюбивых, жизнерадостных. Мечтают о взаимопонимании.
Закройте глаза, вспомните своих пап и мам. Они мечтают о таких детях. Всегда ли вы поступаете так, чтобы мечты родителей сбылись? А что нужно, чтобы родители вас понимали? (общение)
Какое настроение вызвала у вас сказка? (Грустное)
Зачитайте отрывки, которые вызывают у вас грустные чувства? Почему?
Только ли грустное настроение? Может оно меняется? Когда радостное настроение?(праздник) — выборочное чтение
В сказке описывается древний праздник — день Ивана Купалы. (слайд 10)
В середине лета отмечается народный праздник Ивана Купала. Он приходится на 7 июля. Девушки и юноши собираются вместе, идут в лес, чтобы увидеть, как в полночь цветет папоротник. На самом деле папоротник не имеет цветов. В лесу девушки плетут венки, водят хороводы, а вечером разжигают юноши большой костер. Существует поверье, что, увидевший цветок папоротника, найдет свое счастье, пустивший по воде венок , обретет любовь, а прыгнув через костер станешь здоровым.

7. Физминутка (слайды 11-13)

8. Образ Снегурочки
Жалко вам Снегурочку, Ивана, Марью? Придумайте дома другое продолжение сказки. В.И. Даль на основе народной придумал свою сказку о Снегурочке (слайд 14)
карточка - отрывок из сказки В.И. Даля
Что потом случилось со Снегурочкой — прочитаете сами.
Александр Николаевич Островский, русский писатель, написал пьесу «Снегурочка». (слайд 15)
Его Снегурочка — юная девушка, мечтающая о любви. Вот как представил её великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов (слайд 16)
По пьесе А.Н. Островского Николай Андреевич Римский-Корсаков, композитор — сказочник, сочинил замечательную музыку, оперу. Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор создал образ Снегурочки. Внимательно послушайте мелодию, а по окончанию мы обменяемся впечатлениями.
Как звучала музыка? И что вы представляли, слушая ее? Удалось ли композитору передать настроение? Какое?
Снегурочка одна из любимейших героинь русских сказок. Образ Снегурочки - это чистота, доброта, таинственность, красота.
Послушайте, какой образ Снегурочки создал в своём стихотворении Тимофей Белозёров (читаю стихотворение).
На стр. 138 прочитайте ещё раз это стихотворение и расскажите о своих впечатлениях.
Что роднит это стихотворение и сказку?
Какой ещё образ рисует поэт? (образ цветка подснежника) (слайд 17)
Что вы можете сказать о цветке? Какой он?
Существует много легенд о подснежнике. А дома почитайте легенду о происхождении нарцисса — красивейшего цветка. Возможно, вы найдёте и другие легенды о цветах, а может придумаете свои.
В сказке тоже есть легенда о цветке. О каком? (выборочное чтение — слайд 18)
9. Итог урока. Рефлексия.
Сегодня мы раскрывали секреты сказки. Какие? Что вы поняли? Какие мысли пробудила сказка? (это сказка о семейном счастье иметь и воспитывать детей)
Свое настроение, впечатление можно выразить в синквейне
Синквейн — это небольшое произведение, которое составляется по определённым правилам:
1) Существительное
2) Два прилагательных
3) Три глагола
4) Фраза из четырёх слов — что автор думает о данном персонаже
5) Существительное — новое имя героя
Пример:
Снегурочка.
Ласковая, приветливая.
Улыбается, поёт, радует.
Хорошая дочка любящим родителям.
Мечта.
Попробуйте и вы составить синквейн, работайте в группах по 4 человека.
Чтение синквейнов.
10. Домашнее задание
Придумайте дома другое продолжение сказки.
Почитайте легенду о происхождении нарцисса. Найдите другие легенды о цветах или придумаете свои.
Найдите в библиотеке сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка» и прочтите её.

Даль В.И. Девочка Снегурочка. Читаем сами (серия) Москва: Детская литература, 1985г.

Седова Е. А. Урок литературного чтения Русская народная сказка « Снегурочка» http://www.liderschool63.ru/metodicheskaja-kopilka/eksperimentalnaja-dejatelnost-pedagogov/razrabotki-urokov/nachalnaja-shkola/, http://www.openclass.ru/lessons/97182

Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение, часть I: Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский Дом «Фёдоров», 2003

Тренина И.А. Урок литературного чтения «Сказки народные и литературные»
В.И.Даль «Девочка Снегурочка» и русская народная сказка «Снегурочка»
http://nayrok.ru/index.php?newsid=1806

Сайт управляется системой uCoz