Математика. 2 класс (1-3)
Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
учитель высшей категории Гальцова Татьяна СергеевнаЦели: Закреплять умения писать трехзначные числа; учить представлять их в виде суммы разрядных слагаемых; упражнять в составлении обратных задач. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, классификацию, систематизацию; пространственные представления; математическую речь. Воспитывать аккуратность, устойчивость внимания, способность к волевому усилию, наблюдательность, произвольность познавательной деятельности.
Ход урока:
1 Тема нашего урока – представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Но мы повторим и некоторые другие вопросы математики, ведь девиз нашего урока: ’’Повторять да учить – ум точить’’.
2 Посмотрите на выражения, назовите их одним словом. Что заметили?
Что будет происходить со значением разности?
Проверяем наши мысли. (4 ученика у доски вычисляют значения данных разностей, изменяют уменьшаемое, а затем вычитаемое так, чтобы можно было выполнить вычитание с переходом через разряд)3 А мы проверим домашнее задание. На доске 4 чертежа. Какой из них соответствует тому, что выполняли дома?
![]()
Чем похожи чертежи? Сколько отрезков проведено внутри квадрата? Как?
Сколько всего отрезков на чертеже 1 и 4? Какие пересекаются, не пересекаются? Назовите пересекающиеся отрезки на чертеже 1.4 Проверка работы у доски. Вывод об изменении разности.
Дома вы продолжите наблюдения за изменением разности и суммы, выполните №106, 107 с. 334.5 Упражнение в чистописании: дан числовой ребус
Какие цифры видите? Запишите. Какие трехзначные числа можно записать, используя эти цифры? Запишите их.
6. Какую цифру надо изменить в нашем наборе, чтобы можно было написать больше трехзначных чисел? Запишите новые числа.
Проверка: числа даны на доске, дети читают свои числа, подчеркиваем те, которые назвали.
Назовите числа с одинаковым количеством сотен, десятков, единиц.7. Что значит эта запись? Вставьте пропущенные числа.
![]()
Зачем надо уметь заменять число суммой разрядных слагаемых?
Сегодня будем учиться заменять суммой разрядных слагаемых трехзначные числа. (4 числа из составленных ранее представим в виде суммы разрядных слагаемых на доске, остальные – самостоятельно)8. У доски 4 человека (работаем по рядам). Запись чисел под диктовку:
118
138
158
128
995
997
998
999
546
583
587
485
216
327
438
549
1) Назовите числа в порядке возрастания.
2) Какое число пропущено?
3) Найдите лишнее число.
4) Определите закономерность и назовите следующее число.
Любое число представьте в виде суммы разрядных слагаемых.9. Какие задачи мы учились составлять на прошлых уроках? Что значит обратные задачи?
Задача: В одной школе учатся 800 уч-ся, а в другой – 830 уч-ся. На сколько учащихся учатся во 2 школе больше, чем в 1? (решаем устно, решение записываю на доске)
Составьте обратные задачи. Сколько можно составить обратных задач? Почему так думаете? (запись решений и полных ответов в тетрадях, на доске только решения)
830 – 800 = 30
830 – 30 = 800
800 + 30 = 830
Как связаны эти действия? (правило: связь между компонентами и результатом действия )
Можно ли сложение и вычитание назвать обратными действиями? Докажите свою мысль. Назовите все правила, по которым связаны эти действия.10. Даны числа: 500, 200, . Найти третье число и составить взаимообратные равенства. (2 варианта)
Самостоятельно: составить взаимообратные равенства
1 в. 300, 40, 340
2 в. 200, 5, 205
У доски 2 ученика заменяют суммой разрядных слагаемых числа 340 и 205.
Проверка: сравнить самостоятельную работу с работами на доске. Что помогло вычислить значение сумм и разностей?11. Какова была тема сегодняшнего урока? Давайте оценим свои знания и умения на шкале:
![]()
Отмечаем: 1) Как умеем представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых;
2) Умеем ли записывать трехзначные числа?
3) Научились ли составлять обратные задачи?12. Итог урока. Правильно ли я выбрала девиз урока? Что он означает? Что мы повторяли? А еще мы немного учились складывать и вычитать большие числа на основе разрядного состава.
13. Дополнительное задание: вычислив математическую цепочку, вы узнаете, сколько дней осталось учиться до летних каникул
14. Домашнее задание. с.334 №106, 107.
Сайт управляется системой uCoz