Феномен детской одарённости важно не только обнаружить, но и помочь развить.
Согласно учению американского психолога Джозефа Рензулли, одарённость представляет собой сочетание трёх характеристик:
* интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
* творческих;
* настойчивости (мотивация, ориентированная на задачи).Метод оценки одарённости ребёнка
Александр Савенков
Оцените уровень сформированности девяти характеристик по следующей шкале:
5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 — более ярко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 — чётко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 — сведений для оценки данного качества нет (не имею).Любознательность (познавательная потребность). Жажда интеллектуальной стимуляции и новизны. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасаемой исследовательской активности.
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Проявляется в способности выявить проблему, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении и учебных, и жизненных задач.
Словарный запас. Большой словарный запас — результат и критерий развития умственных способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в характерном для детей придумывании новых слов для обозначения новых, введённых ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке. Способность к оценке — прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события, явления.
Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребёнка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически. Определяет способность ребёнка к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умению стройно излагать свои мысли.
Настойчивость (целеустремлённость). Это стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Требовательность к результатам собственной деятельности. Ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого уровня.Естественно, что результат будет более объективен, если отметки поставят независимо друг от друга и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка. Поставленные отметки дадут наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу с ребёнком.
Из статьи Светланы Пономаревой «Брянская учительская газета» №41 (92) от 8.10.2004 г.
Сайт управляется системой uCoz