[На главную]

Феномен детской одарённости важно не только обнаружить, но и помочь развить.

Согласно учению американского психолога Джозефа Рензулли, одарённость представляет собой сочетание трёх характеристик:
* интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
* творческих;
* настойчивости (мотивация, ориентированная на задачи).

Метод оценки одарённости ребёнка

Александр Савенков

Оцените уровень сформированности девяти характеристик по следующей шкале:
5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 — более ярко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 — чётко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 — сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажда интеллектуальной стимуляции и новизны. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасаемой исследовательской активности.
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Проявляется в способности выявить проблему, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении и учебных, и жизненных задач.
Словарный запас. Большой словарный запас — результат и критерий развития умственных способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в характерном для детей придумывании новых слов для обозначения новых, введённых ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке. Способность к оценке — прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события, явления.
Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребёнка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически. Определяет способность ребёнка к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умению стройно излагать свои мысли.
Настойчивость (целеустремлённость). Это стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Требовательность к результатам собственной деятельности. Ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого уровня.

Естественно, что результат будет более объективен, если отметки поставят независимо друг от друга и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка. Поставленные отметки дадут наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу с ребёнком.

Из статьи Светланы Пономаревой «Брянская учительская газета» №41 (92) от 8.10.2004 г.

Сайт управляется системой uCoz