Урок литературного
чтения
2 класс (система Л.В. Занкова)
(презентация
1.4 МиБ)
Тема:
Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки.
Задачи:
Развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать
текст.
Развивать целостное восприятие художественных образов, созданных
средствами разных видов искусства.
Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления,
умения определять основную мысль произведения.
Формировать первичные исследовательские навыки, развивать
познавательную активность.
Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства
сопереживания.
Оборудование:
компьютер,
проектор,
презентация,
индивидуальные карточки,
учебник Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение, часть I:
Издательство «Учебная литература» Издательский Дом «Фёдоров», Самара,
2003
Ход урока
1. Оргмомент. Психологическая
гимнастика.
Какое время года наступило?
Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вам
на ладошки упала снежинка, ещё одна. Давайте их легонько сдунем — пусть
летят дальше. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите
огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком
снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые
снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое
у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично
поработаем на уроке. И начнём с речевой разминки.
2. Речевая разминка
Работа над выразительностью речи. Прочитать, выделяя логическим
ударением разные слова: Плакала Снегурочка, зиму провожая. (слайд
2)
Упражнение на развитие памяти, внимания, скорости чтения: (слайд 3)
Жили-были...
Не по дням, а по часам
Запоёт — заслушаешься...
Души не чаяли...
Сказка — ложь, да в ней...
Кто запомнил выражения? Что это за выражения? Как вы их понимаете? (Они
все, кроме последнего, относятся к сказке «Снегурочка». Последнее
выражение принадлежит А.С. Пушкину.)
Как вы понимаете это выражение А.С. Пушкина? (слайд 4)
3. Актуализация знаний (слайд
5)
Что вы хотели бы рассказать мне о сказке «Снегурочка»? (Дети
высказываются. В основном, это будет пересказ сюжета. Если в классе
найдутся дети, которые скажут о легенде в конце сказки — легенде о
цветке Иван-да-Марья, отрывок зачитываем. По гиперссылке в презентации
перехожу к слайду 18 с цветком. По гиперссылке возвращаюсь вновь на
слайд 5. Также работаем, если дети скажут, что в сказке есть следы
очень древнего происхождения — описание русского обряда празднования
дня Ивана Купалы — слайд 10. Если об этом дети не скажут, внимание этим
эпизодам сказки уделим позже — см. 8 этап урока.)
Вот мы и восстановили сюжет сказки. Что такое сюжет? (последовательная
цепочка событий)
4. Постановка проблемы.
О ком сказка? А о чём она?
Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником
жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас
лепить снежную бабу? Нет, в сказке прячется ещё что-то, и мы сегодня
постараемся раскрыть её тайну.
5. Физминутка (слайд 6-8)
Снежинки
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
6. Решение прблемы приемом
подводящего диалога.
Читаем начало сказки (первый абзац).
Что узнали об Иване и Марье? Были ли они счастливы? Почему?
А когда счастье поселилось в их доме?
Как родилась Снегурочка? (выборочное чтение) Докажите, что лепили её с
любовью. (слова уменьшительно-ласкательные)
Значит, без детей нет в семье счастья. О каких же детях мечтают
родители? (характеристика Снегурочки: красивая, жизнерадостная,
веселая, ласковая, приветливая, смышлёная, добрая, трудолюбивая) (слайд
9)
Вот мы и раскрыли одну тайну сказки. Эта сказка о семейном счастье,
которое без детей не бывает. Смысл жизни — в воспитании детей. Мечтают
родители о детях послушных, ласковых, смышлённых, трудолюбивых,
жизнерадостных. Мечтают о взаимопонимании.
Закройте глаза, вспомните своих пап и мам. Они мечтают о таких детях.
Всегда ли вы поступаете так, чтобы мечты родителей сбылись? А что
нужно, чтобы родители вас понимали? (общение)
Какое настроение вызвала у вас сказка? (Грустное)
Зачитайте отрывки, которые вызывают у вас грустные чувства? Почему?
Только ли грустное настроение? Может оно меняется? Когда радостное
настроение?(праздник) — выборочное чтение
В сказке описывается древний праздник — день Ивана Купалы. (слайд 10)
В середине лета отмечается народный праздник Ивана Купала. Он
приходится на 7 июля. Девушки и юноши собираются вместе, идут в лес,
чтобы увидеть, как в полночь цветет папоротник. На самом деле
папоротник не имеет цветов. В лесу девушки плетут венки, водят
хороводы, а вечером разжигают юноши большой костер. Существует поверье,
что, увидевший цветок папоротника, найдет свое счастье, пустивший по
воде венок , обретет любовь, а прыгнув через костер станешь здоровым.
7. Физминутка (слайды 11-13)
8. Образ Снегурочки
Жалко вам Снегурочку, Ивана, Марью? Придумайте дома другое продолжение
сказки. В.И. Даль на основе народной придумал свою сказку о Снегурочке
(слайд 14)
карточка - отрывок из сказки В.И. Даля
Что потом случилось со Снегурочкой — прочитаете сами.
Александр Николаевич Островский, русский писатель, написал пьесу
«Снегурочка». (слайд 15)
Его Снегурочка — юная девушка, мечтающая о любви. Вот как представил её
великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов (слайд 16)
По пьесе А.Н. Островского Николай Андреевич Римский-Корсаков,
композитор — сказочник, сочинил замечательную музыку, оперу. Я хочу
предложить вам послушать, как языком музыки композитор создал образ
Снегурочки. Внимательно послушайте мелодию, а по окончанию мы
обменяемся впечатлениями.
Как звучала музыка? И что вы представляли, слушая ее? Удалось ли
композитору передать настроение? Какое?
Снегурочка одна из любимейших героинь русских сказок. Образ Снегурочки
- это чистота, доброта, таинственность, красота.
Послушайте, какой образ Снегурочки создал в своём стихотворении Тимофей
Белозёров (читаю стихотворение).
На стр. 138 прочитайте ещё раз это стихотворение и расскажите о своих
впечатлениях.
Что роднит это стихотворение и сказку?
Какой ещё образ рисует поэт? (образ цветка подснежника) (слайд 17)
Что вы можете сказать о цветке? Какой он?
Существует много легенд о подснежнике. А дома почитайте легенду о
происхождении нарцисса — красивейшего цветка. Возможно, вы найдёте и
другие легенды о цветах, а может придумаете свои.
В сказке тоже есть легенда о цветке. О каком? (выборочное чтение —
слайд 18)
9. Итог урока. Рефлексия.
Сегодня мы раскрывали секреты сказки. Какие? Что вы поняли? Какие мысли
пробудила сказка? (это сказка о семейном счастье иметь и воспитывать
детей)
Свое настроение, впечатление можно выразить в синквейне
Синквейн — это небольшое произведение, которое составляется по
определённым правилам:
1) Существительное
2) Два прилагательных
3) Три глагола
4) Фраза из четырёх слов — что автор думает о данном персонаже
5) Существительное — новое имя героя
Пример:
Снегурочка.
Ласковая, приветливая.
Улыбается, поёт, радует.
Хорошая дочка любящим родителям.
Мечта.
Попробуйте и вы составить синквейн, работайте в группах по 4 человека.
Чтение синквейнов.
10. Домашнее задание
Придумайте дома другое продолжение сказки.
Почитайте легенду о происхождении нарцисса. Найдите другие легенды о
цветах или придумаете свои.
Найдите в библиотеке сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка» и прочтите
её.
Даль В.И. Девочка Снегурочка. Читаем сами (серия) Москва: Детская литература, 1985г.
Седова Е. А. Урок литературного чтения Русская народная сказка « Снегурочка» http://www.liderschool63.ru/metodicheskaja-kopilka/eksperimentalnaja-dejatelnost-pedagogov/razrabotki-urokov/nachalnaja-shkola/, http://www.openclass.ru/lessons/97182
Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение, часть I: Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский Дом «Фёдоров», 2003
Тренина И.А. Урок
литературного чтения «Сказки народные и литературные»
В.И.Даль «Девочка Снегурочка» и русская народная сказка «Снегурочка»
http://nayrok.ru/index.php?newsid=1806