[На главную]

Я работаю по системе Л.В. Занкова
учитель высшей категории Гальцова Татьяна Сергеевна

Февраль 2003 года

Я работаю по развивающей системе обучения академика Л.В.Занкова с 1990 года после обучения на специальных курсах при РИПКРО в г. Москве. Меня привлекает эта система тем, что она нацелена на максимальную эффективность обучения и воспитания детей, дает простор для творческого подхода учителя ко всем видам работы с учащимися. Главными задачами обучения в занковской системе являются достижение максимального результата в общем развитии школьников и овладение знаниями умениями навыками, предусмотренными программой.

Под общим развитием понимаем развитие ума, воли, чувств, формирование нравственных позиций ребенка, т.е. развитие и формирование всех сторон его психики. Основой системы обучения являются новые дидактические принципы, сформулированные в процессе научного исследования проблемы «Обучение и развитие», проведенного под руководством академика Л.В.Занкова в 50-70 гг.

Очень важно, что на занятиях развертывается живой процесс познания. Постоянно перед учащимися ставятся новые проблемные вопросы и предложения:
- «Понаблюдайте. Что заметили?»
- «Что можете сказать о букве, слове, предложении, числе, задании, предмете?»
- «Какие чувства испытали, когда прослушали рассказ, стихотворение?»
- «Выскажите свое мнение»
- «А как вы думаете?»
- «Вы согласны или не согласны?» и т. д.

Все эти вопросы будят мысль учащихся, заставляют думать, наблюдать, высказывать свое мнение, отношение к тому или иному явлению.

Уже самая первая школьная книга «Азбука» может быть использована, чтобы ввести детей в прекрасный мир русского языка, способствовать развитию логического мышления, речи. Что ни страница, то знакомство с новым правилом русского языка, причем частично с теми правилами, которые изучаются в старших классах: прямая речь, постановка тире, части речи, сложное предложение.

В реализации требования учить учиться большое значение имеет организация самостоятельной работы, как на уроке, так и дома. Самостоятельную работу учащимся предоставляю на каждом уроке. Дети уже знают, что надо самим наблюдать, все замечать, делать вывод, сравнение, устанавливать отличие тех или иных явлений, предметов, выражений и т.д.

Особая роль в развитии учебной самостоятельности детей принадлежит сочинениям. Сочинения мы начинаем писать со второго класса по наблюдениям, впечатлениям от экскурсий, картин. А затем дети сами свободно пишут. Написанию сочинений способствует наличие у детей эмоций, связанных с яркими впечатлениями. Приведу примеры некоторых отрывков из сочинений.

Моя герань.
- лепестки похожи на солнце;
- моя герань красивая, листья зеленые;
- белая герань, как снег, сероватые бубенчики;
- выглядит красиво;
- красные лепестки с черными в середине пятнышками, просто красавица;
- листочки как будто звездочки с острыми уголками;
- что ни в сказке сказать, ни пером описать;
- красивый прекрасивый цветок;
- нарядилась невестою; румяные щечки, зеленые листья как коса;
- цветы красивые и нежные; запах такой сладкий и вкусный;
- стебелек зеленый стройненький, а на нем красивые листочки;
- стоит в серебряном горшочке; ух какой красивый цветок, ни с каким цветком сравнить нельзя;
- как бархат лепестки;
- розовый цветок с черными точечками; зеленые листья как у клубники;
- розовая, внутри цветка малиновый цвет; зеленые листья; десять лепесточков; толстый стебель;
- самый красивый цветок – герань

Что общего и разного между кошкой и волком.

Какой у кошки характер сердитый! У волка тоже характер сердитый. Кошка нападает на птицу, и волк тоже нападает на животных. Кошка ухаживает за котятами, и волк тоже ухаживает за своими волчатами. Они похожи.

У волка и у кошки крепкие зубы. Кошка домашняя, а волк дикий. Кошке хорошо, ей дают пищу. А волку плохо живется, ему пищу не дают.

У волка и у кошки хороший слух, у них хороший нюх. Волк воет, а кошка мяучит. Волк сам своим детишкам приносит пищу, а кошка не приносит. Хозяин дает пищу котятам. Они не похожи.

Очень интересно проходят уроки окружающего мира. Дети с первого класса привыкают читать энциклопедию, журналы, книги по изучаемой теме. В первом классе есть ученики, которые не умели готовиться к этим урокам, им не могли помочь и родители. Но поскольку на каждом уроке выступал почти каждый ребенок, то постепенно слабые ученики привыкали тоже готовиться, рыться в журналах, чтобы выступить на уроке, рассказать что-то свое. Построение учебного процесса на уроке определяют как бы сами ученики. Поэтому несведущим может показаться, что эти уроки проводить легко. Дал тему – на следующем уроке слушай сообщения. Но это далеко не так. Эти уроки интересны, но сложны и трудны. Прежде всего, к каждому уроку надо переработать массу литературы, справочников, чтобы не запутаться в ответах ребят, отличить научные сведения от детского вымысла. И второе, самое трудное – нельзя никогда предвидеть, как сложится урок, каким путем надо будет вести детей к истине.

Одним из показателей внутреннего развития интереса к познанию является возникновение у детей вопросов, которые они свободно и постоянно задают на уроках и коллективно добывают на них ответы. Появление вопросов говорит о том, что школьники сами замечают те или иные проблемы в своем понимании материала и проявляют желание узнать больше, уточнить какие-то детали. Далеко не просто научить детей задавать вопросы, слушать друг друга, смотреть в глаза говорящему - взрослому, товарищу. У многих детей к моменту поступления в школу складывается негативный опыт общения со взрослыми, и они как форму защиты используют ’’взгляд в никуда’’.

Подавляющее большинство учащихся ко второму классу приобретает навык слышать не только учителя, но и своих товарищей, любого собеседника. В занковской системе отработана технология этого навыка. Учитель дает детям задание или ставит тот или другой вопрос четко, ясно и затем убеждается: все ли поняли задание, просит повторить тех, кто медленно воспринимает. Делается пауза. Она необходима, чтобы дети могли подумать над ответом. Когда учитель предоставляет слово одному из учащихся, другие опускают руки, по возможности поворачиваются в сторону говорящего, смотрят на него. Отвечающий высказывает свою мысль не столько учителю, сколько одноклассникам. Общение строится с товарищами не через учителя, а напрямую с одноклассниками. Если ответ кого-то не удовлетворяет, он поднимает руку, оспаривает или дополняет, уточняет. В результате обсуждения ученики приходят к согласованному решению вопроса. Учитель дает еще одну установку: высказанные мысли товарищей не повторять, а лишь дополнять их или высказывать свою новую версию. Также не допускается повторение ответов и учителем.

В занковских классах формируется целостная личность ребенка. Ученики получают возможность все пропускать через себя, выражать в любых ситуациях свое личное мнение. Оно может быть верным или ошибочным, но в любом случае интересным для учителя и важным для одноклассников. Дети не умеют хитрить и быть формальными, неоткровенными среди сверстников и взрослых. Их никто не ограничивает и не запрещает высказывать любое мнение, впечатление. Никоим образом не ущемляются интересы и более способных школьников. Они тоже получают возможность для дальнейшего своего развития при щедрой передаче знаний товарищам.

Я вижу на своих уроках, как действуют законы психологии, раскрывается диалектика развития человека. Ученик для меня не объект педагогического воздействия, а личность, растущий человек со своим складом ума, характером и печалями, со спадами и подъемами в развитии. Занковская система научила меня пристально наблюдать за постепенным, а иногда и скачкообразным развитием детей; она вызывает у меня чувство радости и удовлетворения от возможности более тонко узнать своих учащихся. Дети на уроках часто так раскрываются, такие интересные мысли высказывают, что не радоваться и не восхищаться невозможно.

Работая по системе Л.В.Занкова, я по-настоящему поняла отличие подлинно коллективного труда от индивидуального. Когда на уроках ребята ищут, высказывают вслух свои догадки, которые для других являются толчком к новым мыслям, когда дети спорят, друг другу доказывают, вот тогда они коллективно добывают знания.

Занковская система увлекла не только меня. Учителя нашей школы активно используют на уроках методы развивающего обучения, организуя творческую познавательную деятельность учащихся. Однако отдельные задания, в разрозненном виде включаемые в систему традиционной методики, мало эффективны для развития детей. Необходимо использовать систему развивающего обучения полностью, ничего не выбрасывая, тогда она дает все для гармоничного обучения и воспитания наших детей.

[Вверх]