[На главную]

Готовность ребенка к обучению в школе.
учитель высшей категории Гальцова Татьяна Сергеевна

Март 2005 года

Преемственность между детским садом и начальной школой является одной из сложнейших и до конца не решенных проблем общего образования. Ее разрешением активно занимаются ученые, специалисты органов управления образования, педагоги, психологи, родители, но от этого она не становится менее актуальной.

Рассматриваются различные подходы к определению понятия преемственности в современной научно-методической и психолого-педагогической литературе. Например: 1) преемственность – это связь, согласованность и перспективность всех методических компонентов процесса, 2) преемственность – это реализация единой линии умственного развития ребенка на данных этапах детства.

Важно то, что преемственность в обучении нельзя рассматривать как непосредственное выполнение будущими первоклассниками предметных требований к ЗУН начальной школы. Преемственность реализуется в основном через единство принципов построения программ. В то же время между программами для дошкольного и начального звена нет полной согласованности в целях и задачах. Это проявляется, во-первых, в перенесении части учебного материала из начальной школы в детский сад (единицы длины). Во-вторых, в несоблюдении математической терминологии (величина – размер, единицы измерения…)

Парадоксальная картина: с одной стороны в детском саду ускоренная подготовка к школе вытеснила привычные виды деятельности ребенка-дошкольника (начиная с игры и заканчивая разными видами художественной деятельности). Они либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами трансформируются и приобретают черты учебных предметов. С другой стороны, в школе не используют реальные достижения детей.

Цель развивающего дошкольного обучения состоит не в формировании каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а в создании ее универсальных психологических предпосылок. Готовность определяется тем, в какую деятельность включены умения детей. Владея чтением, письмом и счетом, ребенок может не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.

Образ будущего школьника является социальным новообразованием и включает в себя следующие компоненты:
1. когнитивный (наличие разнонаправленных знаний о себе)
2. мотивационный (представления о способах поведения и общения, школьная мотивация)
3. эмоционально-оценочный (отношение к себе и окружающим характеризуется саморуководством, чувством самоценности, самопринятием)

Готовность к обучению целесообразно рассматривать как сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью (единство мотивационного, операционного и регулирующего компонентов, сфера социальных действий).

О "внутренней позиции школьника" можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для 6-леток. У них чаще, чем у 7-леток, затруднено формирование "чувства необходимости учения", они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять "позицию школьника": чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть с будущими первоклассниками в школу, существующую только по правилам, которые нравятся ему самому, или совсем без правил.

Три условных обобщенных уровня психологической готовности к обучению:
1. Низкий уровень. Отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Учебную задачу принимает лишь частично, может не сохранить ее в принятом объеме до конца занятия. Допускает ошибки не по невнимательности, а так как не запомнил правила. Ошибки не замечает и не исправляет ни по ходу занятия, ни в конце. Преобладают непроизвольное внимание и восприятие. Бедный запас представлений памяти. Не сформированы действия анализа и сравнения, может выделить признаки только при опоре на восприятие. Поведение с трудом поддается волевой регуляции. С удовольствием вступает в эмоциональное общение со взрослым, деловые контакты полностью организуются взрослым. В контекстное общение со сверстниками не вступает, так как нет соответствующих социальных действий. Эмоциональное общение со сверстниками протекает при поддержке взрослого.
2. Средний уровень. Мотивация учения положительная, осознанная. Преобладает направленность на формально-внешние мотивы обучения и социальные мотивы. Учебную задачу принимает полностью, но может не удержать в полном объеме до конца. По ходу работы допускает немногочисленные ошибки, которые не замечает, но при указании на них может исправить сам. Появляются элементы произвольного внимания и восприятия. Хорошо развита образная память. Ребенок принимает установку на запоминание, но способы запоминания несовершенны. Выделяет, сравнивает признаки на основе представлений, может объединять на основе выделенного признака. Появляются элементы волевой регуляции поведения. Деловое общение со взрослым чередуется с эмоциональным. Помощь взрослого принимает при сосредоточении на деловых контактах. Эпизодически ребенок налаживает деловое общение со взрослым по своей инициативе. В партнерские отношения со сверстником вступает только с помощью взрослого, предпочтение отдается эмоциональным контактам.
3. Высокий уровень. Ребенок владеет развернутой системой мотивов, присутствуют элементы познавательных мотивов. Выражена мотивация достижения успеха. Учебную задачу принимает и удерживает полностью без дополнительного предъявления. Отсутствие или незначительные ошибки при выполнении. Оценивает результаты работы на основе сравнения с учебной задачей. Преобладает произвольное внимание и восприятие. Появляется наблюдение. Мышление наглядно-образное: ребенок может выделять, анализировать, сравнивать признаки, выделять существенный признак, сделать несложное обобщение на соответствующем опыту материале. Появляется смысловое запоминание. Ребенок правильно понимает позиции «нового взрослого» - учителя, внимательно слушает задание, вступает в контакт, принимает помощь взрослого при высокой собственной активности. Вступает в партнерские отношения со сверстниками: учебная задача воспринимается как общая, совместно планируется деятельность и распределяются роли. Взаимный контроль сочетается с самоконтролем.

Задачи «школы для дошкольников»:

Методические приемы развивающего обучения:

• начало занятий должно быть необычным
• на занятиях должен царить дух открытий (ничего не сообщать детям в готовом виде)
• держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов у детей
• помнить о развитии речи во всех видах деятельности
• поддерживать ощущение успешности

Предложенные ниже методики могут быть использованы для первичной ориентации в причинах затруднений ребенка. Однако следует помнить, что результаты любого психодиагностического обследования могут отражать не только выраженность того психического качества, которое диагностируется. В большей степени они зависят от ряда внешних факторов: ситуации, в которой проводится диагностика, понимание испытуемым цели обследования и принятие или непринятие им этой цели; от отношений между ним и лицом, проводящим обследование и т.д. Поэтому лучше, чтобы психодиагностику проводил СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК. Ознакомление с этими методиками представляется полезным и для родителей, так как поможет им понять, на основании чего выводится то или иное психологическое заключение.

Программа преддошкольного диагностирования.
1 блок. Состояние здоровья: наличие или отсутствие хронических заболеваний, признаков детской нервности, как часто болеет (сколько дней, раз, чем болел за последний год).
2 блок. Уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе: наличие учебной мотивации, организованность, ответственность, умение общаться, адекватно вести себя, кругозор, уровень развития речи.
3 блок. Сформированность психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности: анализ, классификация, сравнение, переработка информации, произвольность внимания, развитие моторики, умение ориентироваться в пространстве, развитие фонематического слуха, умение слушать и слышать. Начало формирования учебной деятельности (видит задачу, знает, как можно ее решить),

Комплект диагностических методик,
определяющих готовность детей к школьному обучению.

Задание 1.

Цель: Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

Текст задания: "Посмотрите сюда" (указывается рисунок к заданию). "Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке" (учитель обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:
3 балла - Изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.
2 балла - Изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.
1 балл - Существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.
0 баллов - Не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.
В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "-" в дополнение к баллу.

Задание 2.

Цель: Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.

Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой бумаге" (указывается место для выполнения задания).
1) Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2) Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3) Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4) Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом".

Оценка выполнения задания:
3 балла - Все выполнено верно.
2 балла - Выполнено верно 2-3 пункта задания.
1 балл - Выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счёте, начале отсчета).
0 баллов - Задание не выполнено.
В случае если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "-".

Задание3.

Цель: Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания: "Здесь вы будете выполнять третье задание" (указывается место для выполнения задания № 3). "Посмотрите на свои листки. Послушайте задание".
1. "На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. "(Текст задачи можно повторить).
2. "В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить).

Оценка выполнения задания:
3 балла - Выполнены верно обе задачи.
2 балла - Одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.
1 балл - Выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.
0 баллов - Есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4.

Цель: Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".

Текст задания: "Посмотрите на доску" (Учитель чертит на доске треугольник). "Я начертил треугольник" (Отмечает точку внутри треугольника). "Я отметил точку внутри треугольника" (Отмечает точку вне треугольника). "Я отметил точку вне треугольника". "Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию 4). На своих листках найдите круг, найдите квадрат".
1) Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
2) Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
3) Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата.
4) Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата".

Оценка выполнения задания:
3 балла - Все выполнено верно.
2 балла - Выполнено верно 2-3 пункта задания.
1 балл - Выполнен верно только 1 пункт задания.
0 баллов - Задание не выполнено.

Задание 5.

Цель: Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники" (указывается рисунок к заданию 5). "Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник".

Оценка выполнения задания:
3 балла - Сравнение проведено верно.
0 баллов - Сравнение проведено неверно.

Задание 6.

Цель: выявление умения классифицировать; умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания: "Рассмотрите эти два рисунка" (указываются рисунки к заданию 6). "На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию".

Оценка выполнения задания:
3 балла - Линия проведена правильно (к зверям).
2 балла - Линия проведена к птицам.
0 баллов - Задание не выполнено.

Задание 7.

Цель: Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Текст задания: "Посмотрите на расположенные на листе картинки. Видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания".

Оценка выполнения задания:
3 балла - Правильное выполнение задания.
2 балла - Выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения других звуков нет.
1 балл - Наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] - [з]).
0 баллов - Отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]- [ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.

Задание 8.

Цель: Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания: "Вы видите "домик" с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко - звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком".

Оценка выполнения:
3 балла - Правильное выполнение задания.
2 балла - Наличие ошибок в один звук.
0 баллов - Непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".

Социометрические исследования "Дворец, дом, шалаш".

Каждому ученику предлагаются рисунки дворца, дома, шалаша, таблички с именами или фамилиями одноклассников, включая табличку с собственным именем. Ребенок должен расселить себя и одноклассников в эти три строения. Результаты фиксируются и анализируются:
• с кем решил жить каждый ребенок;
• как много одноклассников взял к себе;
• как много ребят взяли его.

По итогам заполняется таблица:

Фамилия Имя
ученика
Выбор того, с кем решил жить
Кол-во выборов, кот. сделал уч-к
1
2
3
4
5
6
7






1                            
2                            
3                            
4                            
Кол-во ребят кот. выбрали ученика                            

Развитию эмоциональной сферы и навыков общения помогут игры.
Их цель – развитие у детей способности управлять своими эмоциями, развитие произвольности поведения, формирование эмоционально-положительного отношения к школе, развитие навыков общения. В игре не следует принуждать. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта.

1. «Слева друг и справа друг». Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас мы с вами будем знакомиться. Для этого каждый назовет свое имя, а мы постараемся его запомнить. А теперь посмотрите на своих соседей, вспомните их имена. Я положу руку на плечо моего соседа и скажу так: меня зовут…, а моего соседа справа зовут…, а моего соседа слева зовут… (обнимаю каждого за плечи).
2. «Паутина». Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Каждый из вас сейчас будет рассказывать о себе, о том, что у него лучше всего получается, чем он любит заниматься в свободное время. После рассказа ребенок передает клубок ниток другому. После разговора группа распускает паутину. При этом ребенок передает клубок предыдущему, называя его по имени и вспоминая его рассказ: я передаю клубок Мише, он любит рисовать. И т.д.
3. «Чем мы похожи». Водящий стоит в центре круга, смотрит внимательно на всех ребят, ищет похожего на себя. Например: Вася, выйди, пожалуйста, в круг, потому что у тебя такие же синие глаза, как у меня. Старый водящий становится в общий круг, а новый продолжает игру.
4. «Общий круг». Дети сидят в кругу: поздоровайтесь глазами, поздоровайтесь руками, поприветствуйте друг друга улыбкой. Основная задача игры – сосредоточить внимание на партнере.
5. «Переходы». Внимательно посмотрите друг на друга, обратите внимание на цвет волос своих друзей. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа оказался тот, у кого самые светлые волосы, рядом – у кого темнее, последним будет тот, у кого самые темные волосы. Основное условие игры – никаких шумных объяснений.
6. «Зеркало». Нет зеркала, а надо посмотреть на себя. Что делать? Роль зеркала выполняет ребенок: повторяет в точности все движения товарища, ведь неточных зеркал не бывает. Потом играющие меняются местами.
7. «Радио». Играющие сидят в кругу спиной друг к другу. Педагог объявляет, что потерялся мальчик и подробно описывает его портрет: цвет волос, глаз, рост, характер. Задача детей – определить, о ком идет речь.
8. «Жизнь леса». Дети исполняют роли животных. Встретившись друг с другом, они придумывают сигналы, особый язык, который поможет им обменяться информацией (приветствие – трутся друг о друга носиками, хлопают своей ладонью по ладони, кладут голову на плечо): доброе утро; подул холодный ветер и т.п. важно, чтобы дети не разговаривали: общение должно происходить без слов.
9. «Птенцы». Птенцы долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают ее и выбираются наружу. Для них все ново: цветы, трава и т.д. давайте поиграем и покажем, как птенцы знакомятся с окружающим миром (мимикой, движениями).
10. «Ожившие игрушки». Каждую ночь игрушки оживают и начинают свою кукольную, игрушечную жизнь. Пусть каждый из вас попробует стать своей любимой игрушкой. Пока хозяин спит, познакомьтесь с остальными игрушками. Только делать это нужно молча, чтобы не проснулся хозяин. Остальные дети угадывают, кого изобразил товарищ.
11. «Бабушка Маланья». Дети становятся в круг, в середине – водящий – бабушка Маланья. Этот ребенок придумывает оригинальные движения, все остальные их повторяют. У Маланьи, у старушки, жили в маленькой избушке семь сыновей, все без бровей, вот с такими носами, вот с такими усами, с такой головой, с такой бородой, ничего не ели, целый день сидели, на нее глядели, делали вот так…
12. «Передай настроение». Ребенок изображает настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное), «передает» его по кругу. Каждый должен уловить и передать настроение ведущего.
13. «Разговор сквозь стекло». Игра в парах. Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждет его на улице. Но вы забыли договориться, что нужно купить, а выход в другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины.
14. «Найди своего брату или сестру». Все звери рождаются слепыми. Давайте поиграем в слепых зверенышей. Сейчас я каждому завяжу глаза и скажу, чей он детеныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут говорить на одном языке с вами: котята – мяукать, щенки – скулить, телята – мычать.
15. «Кто сказал». Ведущий стоит спиной к группе. Один из детей, на которого указал воспитатель, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь». Ведущим становится тот, голос которого угадали.

Все занятия лучше заканчивать определенным ритуалом (можно придумать вместе с детьми). Например: взрослый протягивает руки, дети по очереди подходят и кладут ладони на ладонь взрослого, или дети ласково дотрагиваются ладонями до своего соседа, или встречаются ладонями друг с другом.

Снижение уровня беспокойности (неусидчивости).

Ритмичное дыхание. 1-4 - вдох, 5-8 - выдох. (доводим до 1-6, 7-12; с 1 минуты до 3 минут через 3-4 недели)
Черпаем море, разводим облака. И.п. -стоя, руки внизу, левая нога впереди, колени полусогнуты. Одновременно с медленным вдохом поднять прямые руки через стороны вверх, прогнуться назад. Наклоняя туловище вперед, делая медленный выдох, опустить руки через стороны вниз. 4-6 раз.
Дерево. И.п. стоя, ноги вместе. Одновременно со вдохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой. Подбородок приподнят, грудь развернута. Дыхание свободное. Держать позу 30 сек. Вернуться в И.п.
Журавль. И.п. - основная стойка, ладони сложены перед грудью. Приподнять одну ногу, зафиксировать стойку на одной ноге 20-30 сек. Вернуться в и.п. Выполнить упражнение на другой ноге.
Поглаживание рук. И.п. - стоя свободно, руки перед грудью. Активно потереть ладонь о ладонь в течение 10-15 сек. Теплой ладонью одной руки выполнить поглаживание тыльной части другой руки, от пальцев к запястью (5-7 раз). Поменять руки и выполнить поглаживание другой руки. После этого выполнить поглаживание сначала одного, а затем другого предплечья.

Снижение быстрого нарастания утомления.

Руки за спину. И.п. - основная стойка, руки вдоль туловища. Правую руку поднять вверх и завести за спину; левую руку завести за спину снизу и соединить пальцы рук в "замок". Выдержать 30 сек. Повторить упражнение с другой руки.
Фея сна. Закрывают глаза, расслабляют мышцы и "засыпают" (сидя или стоя).
Дерево.

Снижение негативной реакции на низкие оценки.

Дыхательная гимнастика. Задержка дыхания на вдохе с круговым вращением рук вперед и назад - 3 - 4 раза; рывки руками в стороны при задержке дыхания - 4 раза; ритмическое дыхание на счет 1- 4 - вдох, 5 - 8 - выдох. - 1-2 мин.
Дровосек. Из основной стойки одновременно с плавным ыдохом поднять руки вверх, задержать позу и резко наклониться вперед, руки резко "бросить" вниз одновременно с выдохом "Ха". Выпрямиться. Повторить 3 - 4 раза.
Сгибание и разгибание рук. Медленный и глубокий вдох через нос, руки вперед ладонями вверх. Задежав дыхание и сжав пальцы в кулак, быстро согнуть руки к плечам, а затем медленно с силой выпрямить вперед. Повторить 2-3 раза. С выдохом опустить руки и расслабить мышцы.
Дыхание в быстром темпе.
Перебор пальцев.
Одновременное и поочередное сжимание кистей.
Ассимитричное постукивание.

О готовности ребенка к школе говорят следующие качества:

[Вверх]