[На главную]

Тема: Православные молитвы.
Основы православной культуры

(презентация, 1,3Мб)

3 класс

Тема: Православные молитвы

Цели: Дать представление об особенностях православных молитв, познакомить с отдельными православными молитвами и молитвами русских поэтов; способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, глубокому осознанию ими духовного содержания молитв; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию русского народа; развивать аналитическое мышление, способность понимать и воспринимать молитву.

Оборудование: презентация "Православные молитвы", компьютер, проектор, экран; карточки с текстами молитв.

Ход урока:

1. Актуализация знаний.
Снова мы на уроке ОПК. Что мы изучаем на этом уроке? О чём говорим? Чему учимся? (слайд 2)
2. Определение темы урока
Тему сегодняшнего урока вы узнаете после прослушивания произведения (слайд 3 - звучит "Отче наш")
- Что вы услышали?
- Что вы знаете об этой молитве?
- Чему она нас учит?
- Помните ли вы, кто и когда впервые произнес эту молитву (сам Иисус Христос в своей первой Нагорной проповеди)
- Как учил молиться Иисус Христос?
- Назовите тему урока.
Девизом к нашему уроку я выбрала пословицу: "Свет в храме от свечи, а в душе - от молитвы" (слайд 4).
- Как вы ее понимаете?
3. Новый материал (православные молитвы)

а) Словарная работа

Мы много раз повторили слово "молитва". А как вы понимаете это слово? Что такое молитва?
На столе у вас карточка №1 - выписка из Толкового словаря Ожегова - значение слова "молитва" и родственных слов.

Карточка 1
Молитва - установленный текст, читаемый при обращении к Богу, Святым
Молитва - обращение человека к Богу
Молить - просить, умолять
Мольба - горячая просьба
Моление - мольба, страстная просьба
Молитвенник - сборник молитв

Что же такое "молитва"? прочитайте значения родственных слов (слайды 5-6)

б) Знакомство с краткими молитвами

- Какие молитвы вы знаете?
Сегодня мы познакомимся с разными молитвами, узнаем, какие бывают молитвы, к кому обращается народ в этих молитвах (слайды 7-16)

4. Первичное закрепление
- К кому обращаемся мы в молитвах?
- Какие бывают молитвы? (слайд 17)
- О чем мы просим в молитвах?
- За что благодарим?

5. Работа в группах с текстами молитв
На карточке 2 тексты молитв (разные в разных группах):
- Молитва Оптинских старцев
- Молитва перед и после учения
- Молитва на благословление дома
- Молитва Ангелу Хранителю
- Материнская молитва
- Молитва перед и после вкушения пищи
После чтения молитв беседа по вопросам (слайд 18):
- К кому обращена молитва?
- Какая из этих молитв благодарственная? За что мы в ней благодарим?
- Какая молитва просительная? Что мы в ней просим?
- Кто автор молитвы?
(Со слайда 18 по гиперссылкам можно перейти к текстам названных молитв. В соответствии с наличием времени на уроке можно поработать не со всеми молитвами, а с отдельными)

6. Продолжение нового материала (молитвы русских поэтов)

Стремление к Богу, ощущение духовного мира характерны и для русской поэзии. Молитва стала распространенным жанром русской поэзии. Стихотворения - молитвы писали А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, М.Ю. Лермонтов и многие другие поэты (слайд 19)
Познакомьтесь со стихами - молитвами русских поэтов (карточка 3). Выберите строки, которые вас особенно взволновали.
(Со слайда 20 по гиперссылкам можно перейти к текстам стихотворений. В соответствии с наличием времени на уроке можно поработать не со всеми, а с отдельными стихами)

7. Итог урока
- Чему мы посвятили сегодняшний урок?
- Что нового узнали?
- Какая пословица была девизом урока?
- Что вы решили для себя?
Стихотворение "Правило батюшки Серафима" читает подготовленный ученик.

А закончим урок чтением высказываний Святых Отцов о молитве (слайд 21-23).

Я надеюсь, что молитвы принесут вашей душе свет и покой.

Сайт управляется системой uCoz